История открытия
В середине 50-х годов прошлого века группа ученых во главе с Д.Н.Гаркуновым, который тогда служил в люберецком НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, и И.В. Крагельским (руководитель лаборатории общей теории трения в Институте машиноведения АН СССР), обратила внимание на такой факт — мягкая медь образует на твердой стальной поверхности защитную пленку, которая препятствует трению на порядок лучше смазки, специально разработанной для этой цели.
Более того, процесс этого избирательного переноса самоорганизовывался на участках, где материал стального штока испытывал наибольшие нагрузки, то есть вся система, состоящая из двух трущихся деталей и слоя масла между ними, приспосабливалась к условиям трения. И как следствие, качественно изменялись результаты трения, а именно износ деталей уменьшался в разы. К стати, ресурс работы цилиндро-поршневой группы холодильных компрессоров, так же, значительно превосходит все расчетные сроки, причем превосходит многократно, что совершенно не вписывалось в существующую на то время теоретическую базу, исследования позволили сделать вывод о том, что в зоне контактного трения присутствует некий, сверхэффективный режим смазки, замедляющий процесс износа в десятки раз. Изучением этого эффекта, независимо друг от друга, занимались десятки лабораторий в различных странах.
Оказалось, что на поверхностях трения компрессоров также наблюдается «эффект избирательного массопереноса» в некоторых источниках это озвучивалось как «эффект естественной безызносности». Дело в том, что компрессор функционирует в режиме постоянного и непрерывного восстановления изношенных деталей, а материалом для восстановления служат микрочастицы и йоны меди, которые вымываются из стенок медных трубок непрерывно циркулирующим хладагентом, и им же доставляются в зону контактного трения. И из всех металлов, именно медь, наделена свойствами наиболее эффективного восполнения кристаллической решетки железа.
На базе этого открытия, возникло новое понятие «реметаллизант», что в данном случае указывает на наличие эффекта восстановления металла, а раздел науки изучающий этот эффект называется трибология.
Огромный вклад в развитие этого направления сделали первооткрыватели профессор Д. Н. Гаркунов, и профессор И. В. Крагельский, более полувека посвятившие изучению и развитию трибологии. Это открытие принесло Д. Н. Гаркунову мировую славу. Так, в 2005 году ему присудили Золотую медаль Английского королевского общества инженеров-трибологов.
Сегодня реметаллизанты применяются практически во всех видах техники, в тех узлах и агрегатах, где высокие нагрузки, в сочетании с контактным трением могут приводить к ускоренному износу.
На фото: Вручение Д. Н. Гаркунову Золотой медали английского королевского общества инженеров-трибологов в посольстве Великобритании Москва, 2006 год